Бизнес-метрики, за которыми нужно следить начинающему предпринимателю

Бизнес-метрики, за которыми нужно следить начинающему предпринимателю

Бизнес-метрики, за которыми нужно следить начинающему предпринимателю

В сентябре мы провели public talk с Викторией Аргышевой и обсудили, какие основные метрики нужно отслеживать и как они помогают принимать решения. Кстати, не только начинающим предпринимателям. Если вы вдруг пропустили эту встречу, мы подготовили ее текстовую версию.

Что такое метрики?

Метрики — это любые оцифрованные данные. Например, выручка и количество клиентов. В предпринимательстве, продуктовой разработке и маркетинге метрики используют для оцифровки действий пользователей и любых других имеющихся показателей.

Предприниматели часто не любят метрики, потому что ошибочно полагают, что разобраться с ними сложно и это отнимет много времени. Но метрики — не наказание, а помощники: они помогают принимать решения и строить прогнозы.

При этом метрики — не волшебная таблетка, и не стоит ориентироваться только на них.

Какие ключевые метрики нужно отслеживать

1. CR (конверсия) — это показатель эффективности чего-либо, отношение одного числа к другому, выраженное в процентах. Например, можно узнать конверсию из просмотра в заявку или из заявки в продажу.

Формула:
Формула расчета конверсии
Пример:
На сайт зашло 3 000 человек, из них 196 оставили заявку на покупку, из них 23 человека купили
CR из просмотра в заявку = 196 / 3 000×100% = 6,53%
CR из заявки в продажу = 23 / 196×100% = 11,73%

Универсального «хорошего» показателя CR не бывает. Для каждого бизнеса он свой


2. CAC (Customer Acquisition Cost) стоимость привлечённого клиента.
CAC нужно считать, чтобы знать стоимость одной продажи и понимать, сходится ли юнит-экономика:

Формула:
Как считать CAC (Customer Acquisition Cost)
Пример:

Мы купили рекламу в Telegram-канале за 100 тыс. руб. После этой рекламы
у нас купили 19 полугодовых подписок (12 тыс. руб.) и 4 годовые подписки (20 тыс. руб.).

CAC = 100 000 руб. / (19+4) = 4 347,83 руб.

Хороший показатель CAC = стоимость привлечения одного пользователя меньше 30% от стоимости продукта.


3. LTV (Lifetime Value) — стоимость цикла взаимодействия.

Показатель LTV важен, если предполагаются повторные продажи (например, абонемент). Так можно узнать, сколько денег клиент заплатил или, возможно, заплатит за всё время и сделать выводы.

Если мы понимаем, что клиент вернётся несколько раз и принесёт в течение года больше денег, чем стоимость одной продажи, мы можем позволить себе повысить CAC.

Формула:
Как считать LTV?
4. ROMI (Return on Marketing Investment) — коэффициент возврата маркетинговых инвестиций —насколько окупились инвестиции в маркетинг?

ROI (Return on Investment): коэффициент возврата инвестиций —насколько выгодно делать бизнес?

Формула:
Как считать ROMI?
Пример расчета ROMI:

Мы купили рекламу в Telegram-канале за 100 тыс. руб. После этой рекламы у нас купили:
19 полугодовых подписок по 12 тыс. руб. и 4 годовые подписки по 20 тыс. руб.
Сумма продаж: 308 000 руб.
Прибыль: 208 000 руб.
ROMI = 208 000 руб. / 100 000 руб. х 100% = 208%

Как работать с метриками

Измеряем показатели

Например: ROMI = 208%, CR из просмотра объявления в заявку = 2%, CR из заявки в продажу = 15%, при этом CAC = 4300 руб.



Формулируем выводы

Реклама принесла хорошие результаты. При этом и LTV будет высоким, поскольку продукт предполагает повторную покупку (к примеру, подписка).



Генерируем гипотезы

Можно поработать над объявлением, чтобы поднять конверсию из просмотра в заявку; дать рекламу в том же Telegram-канале через пару месяцев и посмотреть, как она сработает снова.

Эти инструменты могут помочь отслеживать метрики:
  • для работы с сайтами: Яндекс. Метрика, Google Analytics;
  • чтобы смотреть, откуда были переходы на сайт: UTM-метки;
  • если отправляем заявки в отдел продаж: amoCRM;
  • другие инструменты: Roistat, Mindbox, Carrot quest.
Также внутри сервисов есть своя аналитика, например, у сервисов email-рассылок.

Если хочется узнать еще больше о метриках и аналитике можно почитать:
  • Блог Carrot quest.
  • Продуктовые метрики: какими они бывают и как выбрать те, что подходят вашему бизнесу (RB.RU).
  • Списки метрик для 7 бизнес-моделей (VC).
  • Словарь маркетолога от Roistat.
  • Дэн Ариэли: «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения».
Автор: Виктория Аргышева
Ментор miranna, соосновательница Норм агентства, интеллектуальный волонтер TEDxSadovoeRing
Редактор: Анна Хижнякова

Поделиться статьей